"Чтобы родилось вдохновение, надо переспать с Музой."
Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они эти таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?«Парнаса жительницы, девы несравненны...»
Музы (в переводе с греческого — «мыслящие»)
— дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все
главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы
поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку
вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.
У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.
Так, Каллиопа, муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой
для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его
преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.
Клио
— муза истории, ее атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с
письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти
свое предназначение.
Мельпомена
— муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии,
музы комедии, — комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни,
жизненный опыт.
Полигимния
—
муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния — это скромность и
молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.
Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.
Муза астрономии и звездного неба Урания
держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги
ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.
И, наконец, у музы любви и любовной лирики
Эрато
— в руках лира или плектр (пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах). Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей
крылья.
Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы
разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.
«Сквозь время пронеся огонь священный...»
Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному, но
тех, кто осмеливается состязаться с ними, сурово наказывают.
Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения,
игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия.
Поэтому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота
помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и
вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные
божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души, они являются
связующей нитью между божественным и людьми.
Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Постепенно число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена.
Блажен
человек, если музы любят его:
Как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
(Гесиод "Теогония")
Музы - источник вдохновения!
В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном,
богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют,
играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное,
светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Культ почитания муз распространился по всей
Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили:
пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры.
Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»,
«музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с
храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.
![]() |
Апполон в окружении Муз |
Сохранились свидетельства о том, что храм,
посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе.
В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало
Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага,
другой указывала на небо.
Музы, как символ науки!
В святилище Пифагора она олицетворяла божественную
науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств,
которым покровительствовали.
Урания наблюдала за астрономией и астрологией.
Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания.
Мельпомена представляла науку жизни и смерти.
*Эти три музы вместе олицетворяли
всю космогонию, или небесную физику.
Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали
психологические науки — медицину, магию и мораль.
Терпсихора, Эрато и Талия
заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных.
Так в
образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В
этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.
*Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага.
Они обучались игре на лире, пению,
стихосложению, танцам.
В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене.
У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).
На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.
«Вы, о пестуньи Души...»
Музы
сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть,
любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда
решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты
рождения нового.Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.
Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.
Как распознать Музу?
А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?
С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже
понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь
проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми
дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы
Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий